Занятие по естествознанию во второй
младшей (санаторной) группе .
Воспитатель: Сарвета Л. С.
Образовательная область : Познание
, Коммуникация .
Раздел : Естествознание
.
Тема : «Снеговичок».
Цель : выявить и расширить представления детей о
снеге (холодный, белый, пушистый); появляется в зимнее время. Продолжать
формировать представления детей о свойствах снега (снежинки летят с неба, снег
тает, превращается в тепле в воду). Ввести в активную речь слова: «снеговик»,
«снежинка», «таять», «комок». Закрепить знания о снеговике, форме, элементах
его украшения (пуговицы, шарф). Воспитывать у детей интерес к явлениям неживой
природы .
Оборудование : игрушка «Снеговик» , ведёрко
со снегом .
Билингвальный компонент
: қар – снег , аққала – снеговик .
Этапы деятельности :
Мотивационно –
побудительный :
Организует круг радости :
-Доброе утро ! Я рада вас видеть
в морозный денёк ! Но , чтобы мороз был нам нипочём я приглашаю вас встать в
круг иповторить за мной : «Светит солнышко в окошко , светит в нашу комнатку ,
мы захлопали в ладоши , очень рады солнышку!»
(Дети усаживаются на
стульчики, расставленные полукругом).
- Ребята, к нам сегодня из
леса в гости идет гость .
(Включается
аудиозапись со звуком хрустящего снега, но гость не появляется).
-Я
предлагаю вам отгадать загадку , если вы её отгадаете , то узнаете , кто к нам
в гости спешит : «Нос морковкой ,
чёрненькие глазки . Он пришёл из зимней сказки . Он ростом невелик . Кто же это
?».
- Правильно , это снеговик , снеговик
на казахском языке – аққала .
Организационно- поисковый
этап :
-Давайте
вспомним ,как выглядит
Снеговичок. Воспитатель предлагает
детям рассмотреть картинки с белым облачком, снежинкой, девочкой в белой шубке.
Спрашивает у детей,
- Не это ли Снеговик?
А почему его зовут Снеговик ?
(потому чтоиз снега).
-Из каких частей он состоит? (головы, туловища, ног)
-Какой они формы? (круглой)
-Из чего сделан нос снеговика? (из морковки, сосульки, палочки и т.д.)
-Глаза? (из
угольков, пуговиц, картошки и т.д.)
-Чем украшен Снеговик? (шарфиком, пуговицами).
-Что у него может быть на голове? (шапочка, ведро, шапка и т.д)
-Что он может держать в руке? (метлу, лопату)
-А вот и наш Снеговик нашёлся! Но
посмотрите-ка, ребятки, откуда здесь лужа? Что случилось? (Ответы детей).
-Дети, Снеговик шёл к вам в гости, но
в детском саду так тепло, что он начал таять. Ребята, как же помочь Снеговику?
Что надо сделать, чтобы он не растаял? (предложения детей)
Для того, чтобы наш Снеговичок не
заболел и не растаял, я заранее позаботилась и приготовила тазик со снегом.
Давайте я отнесу его туда.
-Наш Снеговичок принёс для нас сюрприз в ведёрке . Что это ? Снег – қар .
-Какой снег цветом ? , Если его потрогать , какой он ? (Холодный ,
пушистый, не прозрачный, блестящий)
-Где можно увидеть снег ?
-А некоторые дети едят снег . Как вы думаете можно ли есть снег ?
Музыкальная физкультминутка :
«Мы погреемся немножко ,
Мы похлопаем в ладошки
Хлоп-хлоп , хлоп-хлоп.
Ножки тоже мы погреем
Мы потопаем скорее
Топ-топ, топ- топ.
Рукавички мы наденем ,
Не боимся мы метели .
Вот так-так, вот так- так !
Мы с морозом подружились ,
Как снежинки закружились
А потом остановились !
Дидактическая игра : « Противоположности»
А как вы думаете, Снеговик любит зиму и снег? Почему? (Снеговик сделан из снега, а снег бывает
только зимой).
- А какой снег? Черный? (Нет, белый)
- Он горячий? (Нет, он холодный)
- Он твердый? (Нет, он мягкий, пушистый)
- Когда он появляется? Летом? (Нет, зимой)
-Да, снег появляется в
холодное время года. Из пушистых облаков падают на землю легкие снежинки.
Ребята, а Снеговичок что-то хочет мне
сказать. (Снеговик
шепчет воспитателю на ухо).
Оказывается, Снеговичок проголодался. Как вы
думаете, чем бы мы могли его угостить? (ответы детей)
Доставим Снеговичку радость, угостим его
снежными комочками.
Снеговик благодарит детей.
- Ребятки, но наше угощение для Снеговичка лишь минутка
радости. Почему? Что скоро станет с нашими снежными угощениями? (Ответы детей).
-Да, через некоторое время комочки растают и
превратятся в воду.
(Воспитатель
предлагает детям погреть ручки и поиграть).
Пальчиковая игра «Погреем пальчики»:
Снег руками собирали, Наши пальчики устали – Мы их будем растирать, Мы их будем согревать. Чтобы стали горячее, Энергично разминать. |
Энергично сжимают и разжимают пальцы рук. Потирают ладонь о ладонь. Делают массирующие движения пальцами. |
(Дети садятся на стульчики).
Рефлексивно – корригирующий этап :
- Ребятки, а Снеговичок тоже
приготовил для вас угощение.
Ну-ка детки, 1-2-3, мы посмотрим, что внутри…
Угощайтесь, мои детки, это снежные пряники .
-Ребята , мы сегодня с вами хорошо
позанимались , давайте попрощаемся со снеговиком и отпустим его во двор , где
мороз и солнце , любимая погода Снеговика .
Ожидаемый
результат :
Воспроизводят : снег белый , пушистый ,
слова на казахском языке по теме занятия .
Понимают : в тепле снег тает ,
превращается в воду .
Применяют : полученные знания ,
навыки в ходе занятия , отвечают на вопросы , включаются в беседу .