Акмолинская область п.Аршалы
Детский сад «Светлячок»
Воспитатель I категории подготовительной группы
Череповская Светлана Васильевна
Дидактические игры в педагогическом процессе детского
сада.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания
личности ребёнка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается
в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры. В
первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у
детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт
игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и творчества. Использование
разнообразных компонентов игровой деятельности необходимо сочетать с вопросами,
указаниями, объяснениями и показом. С помощью игр-занятий воспитатель имеет
возможность не только передать определённые знания, сформировать представления,
но и научить детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные
представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с
предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и
представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен
быть в жизни ребёнка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому
относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых
приёмов. Дидактические игры целесообразно использовать при обучении детей
математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в
развитии сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения детей
содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и
играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются
знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх-занятиях, собственно
дидактических играх) детям предлагаю задания в виде загадок, предложений,
вопросов. Дидактическую игру как самостоятельную игровую деятельность основываю
на осознанности этого процесса. Самостоятельную игровую деятельность необходимо
осуществлять лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам
и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с
удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры,
правила которые детям известны. Воспитателю необходимо заботится об усложнении
игр, расширении их вариативности. Если у детей угасает интерес к игре,
необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Самостоятельная
игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие
взрослого носит косвенный характер. Самостоятельно дети могут играть в
дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях необходимо
использовать те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми
детьми. Они закрепляют, систематизируют знания. Но более широкий простор для
воспитания самостоятельности в дидактической игре представляется детям в
отведённые часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и
действий, но и в выборе игры, партнёра, в создании новых игровых вариантов, в
выборе водящего.
Дидактические игры,
особенно в младшей возрастной группе, в своей практике, рассматриваю как метод
обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определённую роль,
выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Дидактическая игра выступает и как
средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Содержание дидактических
игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни,
природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о
Родине, людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. С
помощью дидактических игр приучаю детей самостоятельно мыслить, использовать
полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного
отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний, установления разумных
отношений в коллективе. Дидактические игры развивают сенсорные способности
детей, развивают речь детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе
познания ребёнком окружающей среды. Дидактические задачи многих игр составляю
так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах,
явлениях в природе и в общественной жизни. У дошкольников формирую нравственные
представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, о
нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о
положительных и отрицательных качествах личности, о культурно-гигиенических
навыках, о любви к Родине, родному краю, уважения к людям труда. В ходе игр
дети приобретают некоторые навыки труда. Дидактический материал должен
соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям. В ходе игр создаю:
положительный эмоциональный подъём ,развивающий хорошее самочувствие у ребёнка;
развиваю мелкую моторику рук у детей, укрепляю их коллективные эмоции,
коллективные переживания. Но, чтобы успешно проводить всю воспитательную работу
с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В
дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как
положительные, так и отрицательные, это позволяет воспитателю влиять на
формирование характера ребёнка. В ходе игр необходимо формировать социальную
активность дошкольников. Структура дидактической игры, её задачи, игровые
правила и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития
многих качеств социальной активности. В дидактической игре ребёнок имеет
возможность конструировать своё поведение и действия. Актуальной проблемой в
настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в работе
детского сада и школы, так как возрастные особенности дошкольников и учеников
первых классов школы имеют большое сходство. В работе по формированию личности
в детском саду и школе важно устанавливать преемственность не только по
содержанию обучения и воспитания, но и по формам, методам и приёмам обучения.
Широкое использование игрового метода, в частности различных видов
дидактических игр, в обучении и воспитании как в детском саду, так и в
начальных классах школы, по сравнению с другими методами, имеет ряд
преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного и
младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью
детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровой
метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Все
дидактические игры для дошкольников можно разделить на три основных вида: игры
с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные
игры. В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними,
дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Настольно-печатные
игры – интересное занятие для детей. В этих играх формирую такие ценные
качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому
поиску в создании необходимого образа. Словесные игры строю на словах и
действиях играющих. В младших и средних группах игры со словом направлены в основном
на развитие речи, воспитание правильного произношения, уточнение, закрепление и
активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве. В старшем
дошкольном возрасте словесные игры чаще используются для формирования
мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. С помощью
словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В
игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы
ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Игра становится
дидактической в том случае, если имеются её основные компоненты: дидактическая
задача, игровые правила, игровые действия. Продуманное содержание дидактических
игр, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий
будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.
Воспитание — великое дело: им решается
участь человека.
В.Г.Белинский