"Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Аршалы  кентінің  "Светлячок" балабақшасы"  мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие " Детский сад "Светлячок" поселка Аршалы  при отделе образования по  Аршалынскому району управления образования Акмолинской области"

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Дидактические игры в педагогическом процессе детского сада.

10.02.2017

Акмолинская область п.Аршалы

Детский сад «Светлячок»

Воспитатель I категории подготовительной группы

Череповская Светлана Васильевна

Дидактические игры в педагогическом процессе детского

сада.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания

личности ребёнка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается

в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры. В

первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у

детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт

игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и творчества. Использование

разнообразных компонентов игровой деятельности необходимо сочетать с вопросами,

указаниями, объяснениями и показом. С помощью игр-занятий воспитатель имеет

возможность не только передать определённые знания, сформировать представления,

но и научить детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные

представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с

предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и

представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен

быть в жизни ребёнка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому

относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых

приёмов. Дидактические игры целесообразно использовать при обучении детей

математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в

развитии сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения детей

содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и

играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются

знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх-занятиях, собственно

дидактических играх) детям предлагаю задания в виде загадок, предложений,

вопросов. Дидактическую игру как самостоятельную игровую деятельность основываю

на осознанности этого процесса. Самостоятельную игровую деятельность необходимо

осуществлять лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам

и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с

удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры,

правила которые детям известны. Воспитателю необходимо заботится об усложнении

игр, расширении их вариативности. Если у детей угасает интерес к игре,

необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Самостоятельная

игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие

взрослого носит косвенный характер. Самостоятельно дети могут играть в

дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях необходимо

использовать те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми

детьми. Они закрепляют, систематизируют знания. Но более широкий простор для

воспитания самостоятельности в дидактической игре представляется детям в

отведённые часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и

действий, но и в выборе игры, партнёра, в создании новых игровых вариантов, в

выборе водящего.

    Дидактические игры,

особенно в младшей возрастной группе, в своей практике, рассматриваю как метод

обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определённую роль,

выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Дидактическая игра выступает и как

средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Содержание дидактических

игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни,

природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о

Родине, людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. С

помощью дидактических игр приучаю детей самостоятельно мыслить, использовать

полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного

отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний, установления разумных

отношений в коллективе. Дидактические игры развивают сенсорные способности

детей, развивают речь детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе

познания ребёнком окружающей среды. Дидактические задачи многих игр составляю

так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах,

явлениях в природе и в общественной жизни. У дошкольников формирую нравственные

представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, о

нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о

положительных и отрицательных качествах личности, о культурно-гигиенических

навыках, о любви к Родине, родному краю, уважения к людям труда. В ходе игр

дети приобретают некоторые навыки труда. Дидактический материал должен

соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям. В ходе игр создаю:

положительный эмоциональный подъём ,развивающий хорошее самочувствие у ребёнка;

развиваю мелкую моторику рук у детей, укрепляю их коллективные эмоции,

коллективные переживания. Но, чтобы успешно проводить всю воспитательную работу

с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В

дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как

положительные, так и отрицательные, это позволяет воспитателю влиять на

формирование характера ребёнка. В ходе игр необходимо формировать социальную

активность дошкольников. Структура дидактической игры, её задачи, игровые

правила и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития

многих качеств социальной активности. В дидактической игре ребёнок имеет

возможность конструировать своё поведение и действия. Актуальной проблемой в

настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в работе

детского сада и школы, так как возрастные особенности дошкольников и учеников

первых классов школы имеют большое сходство. В работе по формированию личности

в детском саду и школе важно устанавливать преемственность не только по

содержанию обучения и воспитания, но и по формам, методам и приёмам обучения.

Широкое использование игрового метода, в частности различных видов

дидактических игр, в обучении и воспитании как в детском саду, так и в

начальных классах школы, по сравнению с другими методами, имеет ряд

преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного и

младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью

детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровой

метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Все

дидактические игры для дошкольников можно разделить на три основных вида: игры

с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные

игры. В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними,

дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

      Настольно-печатные

игры – интересное занятие для детей. В этих играх формирую такие ценные

качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому

поиску в создании необходимого образа. Словесные игры строю на словах и

действиях играющих. В младших и средних группах игры со словом направлены в основном

на развитие речи, воспитание правильного произношения, уточнение, закрепление и

активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве. В старшем

дошкольном возрасте словесные игры чаще используются для формирования

мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. С помощью

словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В

игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы

ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Игра становится

дидактической в том случае, если имеются её основные компоненты: дидактическая

задача, игровые правила, игровые действия. Продуманное содержание дидактических

игр, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий

будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.

Воспитание — великое дело: им решается

участь человека.

В.Г.Белинский

Просмотров: 368


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст