Учите детей экспериментировать
.
Дети дошкольного возраста – самые
любопытные исследователи всего нового и непонятного . Познание окружающего мира
осуществляется детьми , в основном в наглядно - образовательной форме ,в
процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами . В ходе
экспериментально – познавательной деятельности педагог должен создать такие
ситуации , которые ребёнок должен разрешить посредством проведения опыта ,
проанализировав , сделать вывод , умозаключение . Дети самостоятельно
овладевают представлением о том или ином явлении , физическом законе .
Экспериментирование – это тот метод обучения , который позволяет ребёнку
модулировать в своём сознании картину мира , основанную на собственных опытах ,
наблюдениях , установлении взаимосвязей , закономерностей. Экспериментальная деятельность очень важно
и необходима для всестороннего развития ребенка , она вызывает интерес к
исследованию природы , учит детей размышлять , стимулирует познавательную
активность и любознательность ,развивает наблюдательность . Опыты имеют
неоценимое значение для осознания причинно –следственных связей.
Уже в раннем
возрасте , ребёнок , познавая окружающий мир , стремится интуитивно овладеть
предметом: потрогать руками , языком ,постучать , бросить , укусить и т.д.
Проведение
эксперимента в детском саду позволяет познакомить детей с конкретными исследовательскими методами , с
различными способами измерений , с правилами техники безопасности при
провидении экспериментов .
Для развития
способности у детей экспериментировать мною используются следующие методы
работы :
-Демонстрационные опыты , осуществляемые педагогом.
-Наблюдение ,
лабораторные опыты , выполняемые детьми самостоятельно.
Для того чтобы ,
чтобы организовать самостоятельную экспериментальную деятельность ребенка,
воспитателю необходимо стать не только руководителем , но и реальным участником
процесса.
Для формирования
целостного мировоззрения ребенка , необходимо выполнять следующие задачи :
1 – Знакомить с
основными видами и характеристиками движения ( скорость , направление )
2 – Расширить
представления детей о физических свойствах окружающего мира.
3 – Знакомить с
различными свойствами веществ (твердость , сыпучесть ,вязкость , плавучесть , растворимость и т.д.)
Критерием
результативности детского экспериментирования является соединение
интеллектуальной активности , познавательной деятельности и целостного отношения к окружающему миру . При
работе с детьми необходимо использовать
принцип « простого к сложному » , ведь для них экспериментирование – сложный
способ познания.
В группе необходимо
создать мини - лабораторию , оснащенную
необходимым оборудованием для работы.
После проведения
экспериментов у детей возникает множество вопросов , на которые не стоит сразу
давать готовый ответ , а способствовать тому , чтобы дети находили ответ
самостоятельно , либо устроить следующий эксперимент .
Создание условий для
детского экспериментирования позволит педагогу создать атмосферу для творческого ,коллективного
единения , где каждому ребёнку будет легко найти занятие по силам и интересам. Учите детей экспериментировать !